История Евпатории. Керкинитида.
На территории современного Крыма следы древнего человека начали появляться еще 300 тыс. лет назад. А в районе современной Евпатории, на западном побережье Крыма, стоянки древнего человека относятся к эпохе мезолита, с 14 по 7 века до н.э. Стоянка людей новокаменного века, 5 тыс. лет до н.э., обнаружены в районе современного Прибрежного, на берегу озера Сасык-Сиваш в 1934 г.
Античность
В те древние времена окрестности Евпатории мало походили на современные ковыльные степи. В античные века в сухих ныне балках и оврагах текли реки, журчали ручьи. По их берегам зеленели заросли ольхи, вяза, граба, клена, можжевельника и земляничника. Шумели темные дубравы, к самому морю подступали сосновые рощи. В тени деревьев находили приют благородные олени и косули, волки и лисицы, барсуки и зайцы. По степи носились, пугая живность помельче, стада сайгаков и куланов. В теплых водах залива обитало множество всякой рыбы — от ставриды и крохотной хамсички до гигантских осетров.
Во все времена эти богатства манили людей на западное побережье полуострова. Сюда заходил, преследуя дичь, охотник еще в каменном веке; его кремневые орудия время от времени попадаются археологам. Сюда наведывались тавры — охотники и воины древнейшего из всех известных народов Тавриды. Они приходили сюда ненадолго и возвращались к себе под прикрытием горных круч и обрывов, не решаясь поселиться на непривычной для них равнине. Долго было ничейным песчаное побережье. Степь западного Крыма всегда манила к себе своими природными богатствами.
Самые древние обитатели Крыма, о которых указано в письменных источниках, киммерийцы, жили в период перехода от бронзы к железу. Сведения о киммерийцах можно найти в древнегреческой литературе, в том числе и в трудах Геродота. Но как бы не были сильны киммерийцы, они были вынуждены покинуть обжитые места по натиском более сильных племен. В середине III тысячелетия до н.э. этот народ уже считался исчезнувшим, память о котором сохранилась только в легендах и географических названиях в Крыму: Киммерия, Боспор Киммерийский, селение Киммерик…
Керкинитида
Вслед за киммерийцами в Крым пришли тавры. По свидетельству «Отца истории» Геродота, тавры занимали всю горную и прибрежную часть Крыма от современной Евпатории до Феодосии.
Но более сильные и воинственные племена оттеснили тавров в горный Крым. Это были скифы. Свою столицу скифы назвали Неаполь, который располагался на окраине современного Симферополя, нынешней столицы Крыма. Ведя торговлю с греческими поселениями в Крыму, скифы остро нуждались в выходе к морю и своем порту.
В третей четверти VI века до н.э. в районе современной Евпатории на крымский берег со своих кораблей вышли представители греческого Милета. Предположительно, одним из первых старшим в новом поселении был Каркин, по имени которого и было названо новое поселение на берегу залива — Каркинитида, которое позднее трансформировалось в Керкинитиду. В своих трудах Керкинитиду упоминают Гекатей Милетский, Геродот, Плиний, Мела.
Поселение занимало очень незначительную часть современной Евпатории, в основном постройки располагались в районе современного детского клинического санатория МО Украины, в районе морского порта. До конца IV века до н.э. город-полис Керкинитида существовал как самостоятельное государство и вел торговлю продуктами рыболовства, виноделия, сельского хозяйства со многими городами Северного Причерноморья: Ольвией, Херсонесом, Гераклеей; со своей метрополией — Элладой.
Раскопки городища в 1917—1918 и в 1929 годах, которые проводил Л.А. Моисеев, а затем в 1950—1952 годах продолжила М.А. Наливкина, доказали, что на территории нашего города в начале VI века до н.э. действительно была основана Керкинитида.
Эпоха эллинов
Драматические, вольнопередаваемые, а иногда и просто легендарные события, увековеченные «отцом истории», дают лишь приблизительные описания некоторых стран и земель. В их числе оказалась местность, похожая на сегодняшнюю Евпаторию, куда предприимчивые эллины — мореплаватели и торговцы — высаживались в надежде на лучшую долю.
Вот что пишет Геродот в книге IV «Мельпомена»:
«99. Фракия дальше Скифии выдается вперед к морю. Скифия же начинается за Фракией в том месте, где море образует залив и где Истр впадает в море (устье Истра обращено на юго-восток). Я сейчас опишу прибрежную полосу – собственно Скифии, начиная от Истра, для определения ее длины. Это – исконная Скифия, она начинается от устья Истра, обращена к югу и простирается до города, называемого Каркинитидой. Отсюда идет гористая страна, лежащая вдоль того же моря. Она выдается в Понт и населена племенем тавров вплоть до так называемого Херсонеса Скалистого.
Херсонес этот на востоке выступает в море. Подобно Аттике две четверти границ Скифской земли (на юге и на востоке) окружены морем. Тавры живут в части Скифии, соответствующей Аттической земле, как если бы не афиняне, а другое племя в Аттике занимало мыс Суний, выступающий дальше в море, т.е. пространство от Форика до селения Анафлиста. Я сравниваю это, насколько можно сравнить малое с великим. Так же обстоит и с Таврией. Тому же, кто не плавал мимо этого мыса Аттики, я разъясню на другом примере. Тавры обитают в этой части Скифии так, как если бы в Иапигии другое племя, а не иапиги отрезало бы для себя землю от гавани Брентесия до Таранта и населяло бы полуостров. Кроме этих двух стран, я мог бы назвать еще много других, на которые похожа Таврия.»
Расцвет Керкинитиды
Отношения с племенами жителей гор — таврами — поначалу складывались мирно: торговали, обменивали привезенные из метрополии украшения и ткани, вино и оливковое масло, расписную посуду и оружие на кожу, пушнину, соль. На далекой родине высоко ценили засоленную в Керкинитиде осетрину. Ловили камбалу, морского карася и другую рыбу. Со специальной крупноячеистой сетью выходили на промысел трех-, четырехлетней кефали. В пищу шли крабы и моллюски: мидии, устрицы, морские гребешки.
И все же главным источником дохода было земледелие. Никто не мешал переселенцам распахивать плодородные земли вдоль моря и выращивать злаки, чтобы потом выгодно продавать хлеб в Афинах. Благодаря экспорту зерна рос и богател город. Эллины начали обзаводиться семьями — брали в жены таврских девушек; из местного известняка они научились строить просторные двухэтажные каменные дома на греческий манер. Тогда-то, за пять веков до нашей эры, и родился город, названный именем своего основателя — легендарного Каркина.
Одной из важных статей дохода была добыча соли в расположенных вокруг Евпатории множестве соляных озерах. Керкинитида в период расцывета чеканила свою монету, росло население города, которое составляло около двух тысяч человек, заселявших 200-230 домов. На богатой ресурсами крымской земле крепла и богатела Керкинитида, и это вызывало зависть не только многих племен кочевников, но и могущественного соседнего города-государства Херсонеса, основанного южнее Керкинитиды и на 50-70 лет позже. Бурное развитие Херсонеса было обусловлено выгодным географическим положением. Херсонес играл все большую роль в формировании экономического и политического развития западного Крыма.
Зависимость от Херсонеса
Вынужденные искать защиты от усиливающихся набегов кочевых племен жители Керкинитиды попадают в экономическую, а затем и в политическую зависимость от более сильного соседа — Херсонеса уже в IV веке до н.э. Херсонес, защитив Керкинитиду от набегов кочевников, лишил город возможности чеканить собственную монету, самостоятельно вести торговлю. У Керкинитиды появился «перекущик», только через которого она могла вести свою торговлю. Помогая Керкинитиде в лихие времена, Херсонес все больше подминал ее под свое правление в мирное время.
Для жителей Керкинитиды настали трудные времена. Приходилось свозить зерно в Херсонес, чтобы продавать его тамошним купцам, теряя немалую долю собственной прибыли. Керкинитида стала одной из провинций — хорой античного Херсонеса. И это подтверждает «Херсонесская присяга». Слова ее высечены на каменной плите, найденной во время раскопок античного города-государства на гераклейском полуострове:
«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девой, богами и богинями олимпийскими и героями, владеющими городом (полисом), территорией (хорой) и укрепленными пунктами херсонесцев.
Я буду единомышлен о спасении и свободе государства (полиса) и граждан и не предам ни Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Калос-Лимена (Прекрасной Гавани), ни прочих укрепленных пунктов, ни остальной территории, которой херсонесцы управляют или управляли, ничего никому, ни эллину, ни варвару, но буду оберегать все это для херсонесского народа… Я буду врагом замышляющему и предающему или отторгающему Херсонес, или Керкинитиду, или Прекрасную Гавань, или укрепленные пункты и территории херсонесцев…
Хлеб, ввозимый с равнины, я не буду ни продавать, ни вывозить с равнины в какое-либо иное место, но только в Херсонес…».
Присяга эта, при столь доблестном содержании, заканчивается словами, обрекающими жителя Керкинитиды на настоящую кабалу. Одно дело, когда выращенным урожаем пользуешься самостоятельно, другое — когда приходится везти его не очень близкому соседу, от которого во время вражеских набегов ты находишься в полной зависимости, а во время затишья — тоже отчасти на положении раба, обязанного в первую очередь обслужить господина.
Митридат Евпатор
Но в Крым все больше и больше стали проникать полчища лихих кочевкиков, и все труднее и труднее было обороняться не только Керкинитиде, но и Херсонесу. В середине II века до н.э. Керкинитиду заняли племена скифов. Гречекий город был разрушен, тогровая фактория разграблена, из строительного материала, полученнго после разбора жилищ греков, скифы сооружали свои хижины, более напоминавшие юрты. Херсонес, не справившись самостоятельно со скифами, обратился в понтийскому царю Митридату VI Евпатору. Диофант, полководец Митридата, предпринял несколько успешных походов против скифов.
Зимой 108-107 гг. до н.э. Диофант разбил армию скифского царя Палака и закрепился в Северо-Западном Крыму. Для контроля за этой частью Крыма Диофантом была построена крепость, получившая название в честь Митридата, Евпатор. Точное месторасположение древней крепости пока не установлено, предположительно, оно находилось вблизи современной Евпатории. Крепость служила Диофанту щитом для Херсонеса и форпостом для походов на скифов. В I — III веках н.э. в Крыму хозяевами были римляне.
Новые хозяева
Призванные жителями Херсонеса для защиты от кочевников, римляне обосновались по побережью от Херсонеса до Керкинитиды. При раскопках в Евпатории до сих пор можно найти монеты римской чеканки. Но и римские воины не сумели сдержать натиск варваров с севера. В III веке н.э. в Крым вторгаются полчища готов, а на сто лет позже гунны. Во времена этих нашествий были разрушены все города и поселения греков. На этом закончилась эпоха греческих городов на территории Крыма. Волны степных кочевников, одна сменяя другую, накрывали Крым.
Зимой 2003 года, в год, когда Евпатория отмечала 2500 лет основания города, на военном корабле ВМС Украины в Евпаторию был доставлен огонь греческого храма богини Гестии, хранительницы домашнего очага. Ныне этот огонь горит на Театральной площади Евпатории, напротив Городского театра.
На территории Евпатории в продолжении времени от античных времен до средневековья практически постоянно сущестовал морской порт, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Но следующим этапом развития античной Керкинитиды, подробно описанным в истории, будет Гезлёв.
Исследования и раскопки Керкинитиды уникальны тем, что на примере этого поселения можно последить весь цикл жизни древних: жилые и хозяйственные постройки, сельскохозяйственная деятельность, торговля, военные действия, культура и религия, захороения.
Земля Евпатории еще хранит свои тайны.
Информация: http://история-евпатории.рф