Туапсе. Краткая история

Туапсе — город в Краснодарском крае России. Административный центр Туапсинского района Краснодарского края и одновременно Туапсинского городского поселения. Население — 62 841 житель (2017). Расположен на восточном берегу Черного моря в предгорьях Главного Кавказского хребта Расстояние до Москвы — 1672 км (по железной дороге). Близлежащие города: Краснодар, Новороссийск, Сочи, Горячий Ключ, Геленджик и Хадыженск.

 

Название города Туапсе произошло по имени речки Туапсе, которая берёт начало при слиянии рек Чилипси и Пшенахо. В переводе с адыгского название Туапсе означает: «туа» — две, «псе» — вода.

Первые следы пребывания людей в Туапсинском районе относятся к каменному веку. Побережье Чёрного моря в районе нынешнего Туапсе стало заселяться древними племенами около пяти тысяч лет назад.

Заселение Черного моря в древности
Заселение людьми берегов черного моря(выделено синим) около 5000 лет назад

 

От этих племён остались могучие сооружения — мегалиты, которые называют дольменами (Читайте книгу «Откровения мегалитов» Рясненко Ю.И., Туапсе 2013 г.).

В Туапсинском районе сохранилось порядка 400 дольменов — самых загадочных и малоизученных памятников древности. По предположениям ученых, они являются культовыми погребальными сооружениями знатных жителей племен данной местности и датируются примерно 2400-1300 годами до нашей эры. В основном здесь находятся плиточные дольмены: четыре массивные вертикальные каменные плиты перекрыты пятой, словно односкатной крышей, спереди имеется небольшое отверстие — лаз.

 

Самое древнее упоминание о поселении в районе современного Туапсе было сделано на карте Восточного Черноморья в VI-II веках до н.э. Поселение называлось Топсида.

Карта черного моря в античности
Восточное черноморье в VI-II веках до н.э.
    ПРИМЕЧАНИЕ: К сожалению Топсида упоминается только один раз: слово (населённый пункт, поселение, река или т.д.). Нет его и на картах.

Туапсинский краевед Салов Герман Николаевич в течение двух или трёх лет пытался изучать исторические документы и карты — схемы по этой теме. Тщетно!

«Подводя итог небольшому экскурсу в историю давно минувших веков задаешь себе вопрос: если, как утверждают многие современные источники, «самое древнее письменное упоминание о Туапсе относится к IV-II векам до н.э. Греки называли это место Топсида», то почему в письменных источниках последующих столетий (или веков) о Топсиде никто и никогда не упомянул? (газета «Туапсинские новости» 2 июля 2009 и 27 марта 2012 «Откуда есть пошла наша земля туапсинская»).

В античные времена возникают греческие колонии. Но они не стали богатыми торговыми городами. Это более, скорее, остановочные пункты, в которых мореплаватели могли отдохнуть после изнурительного морского перехода. Самое древнее письменное упоминание о Туапсе относится к IV–II веках до н.э. Греки называли это место Топсида. В середине 1 тысячелетия до н.э. Геродот включил Топсиду в состав Зихии (союз проадыгских племён).

Основными занятиями зихов были земледелие и рыболовство, торговля сушёной, солёной рыбой. В XIV-XV веках зихи торговали с генуэзскими селениями. Генуэзцы и венецианцы имели много своих колоний, крепостей на берегах Чёрного моря. С тех времён осталось много памятников.

Кубанские земли в 18 веке
Кубанские земли во второй половине 18-го века

В то же время следов реки или населённого пункта Топсида не обнаружено. А вот населённый пункт с названием КОДОСЪ встречается довольно часто. Причём не в одной карте, а на некоторых, причем и в других веках. То есть не только залив Кодосъ, но и имеется населённый пункт (Кодосъ) и залив КОДОСЪ!.

По Андрианапольскому трактату

С конца XV века побережье Чёрного моря оказывается под властью Турции.

После русско-турецкой войны 1828-1829 года восточное побережье Чёрного моря отошло к России. Адыгейские племена, которые считали себя независимыми от Турции, не признали условий Адрианопольского мирного договора, который заключили без их участия. Турция, со своей стороны, не желала примириться с потерей восточного побережья Чёрного моря и отправляла на Северо-Западный Кавказ контрабандные военные грузы сушей и морем. Для борьбы с контрабандистами командование русской армии решило создать Черноморскую береговую линию. Внимание было уделено Туапсе и Джубге, где горцы безнаказанно торговали с турками порохом и невольниками.

В конце декабря 1827 года султан Османской Турции Махмуд II обратился к своим подданным с призывом быть готовыми «к священной войне с неверными» — с Россией, которая в султанском воззвании обвинялась в организации восстания в Греции в 1821 году. Это воззвание, полученное в Петербурге в конце января 1828 года, было расценено как объявление войны Российской империи. В феврале Россия подписала Туркманчайский мир с Ираном, а уже 14 апреля был обнародован манифест о начале очередной войны с Турцией.

Эта кампания для Махмуда II кончилась плачевно. Русские войска в четырех сражениях (при Кулевче — 30 мая и при Андосе — 14 августа 1828 года, при Силистрии — 18 июня и при Селиме — 20 июля 1829 года) разгромили армию Турции и 19 августа подошли к Андрионополю, находившемуся на подступах к турецкой столице. Турция запросила мира. 2 сентября 1829 года в Андрианополе был подписан мирный трактат. В соответствии с ним Турция признавала независимость Греции, а Россия получала устье Дуная, Черноморское побережье Кавказа от Анапы до Сухуми, крепости Ахалцых и Ахалкалахи, право свободного прохода через проливы Босфор и Дарданеллы русских торговых судов. В качестве контрибуции Турция выплатила России полтора миллиона голландских гульденов.

Строительство укреплений

Но, одно дело — признать поражение, другое — выполнить условия мирного трактата. Турция не могла отказаться от идеи «священной войны против неверных», тем более, что ею подпитывалась борьба горцев Северного и Западного Кавказа. Потоки военных грузов из Турции по суше и особенно морем не иссякали. Для борьбы с контрабандистами был привлечен Черноморский флот, находившийся в постоянном крейсерстве вдоль побережья Кавказа, но его усилий явно не хватало. Необходимо было пресекать контрабанду и на суше. В 1830-1831 годах закладкой небольших фортов в Геленджике, Гаграх и Бомборах началось создание Черноморской береговой укрепленной линии.

20 июля 1834 года командир брига «Пегас» капитан-лейтенант В.И.Полянский доносил генерал-адъютанту М.П. Лазареву, что средства, имеющиеся ныне в распоряжении флота, к прекращению турецкой контрабандной торговли совершенно недостаточны. Полянский предлагал построить сторожевые укрепления в местах наиболее безопасных стоянок судов. Таковыми он считал Суджукскую бухту, берег при реке Джубге, за мысом Чардак (Кодош) у реки Туапсе, в Субаши, Сучали и Тамыше. Особое внимание он обращал на Туапсе и Джубгу, называя эти пункты «гнездом разбойников», где торговля порохом и невольниками продолжается почти безнаказанно. По его словам, позиции контрабандистов в Джубге защищаются завалом у берега и несколькими орудиями. Уже 26 октября на основании этой записки Лазарев подал рапорт начальнику Главного морского штаба адмиралу А.С. Меншикову, в котором просил светлейшего князя рассмотреть вопрос о начале планомерного строительства береговых укреплений на Черноморском побережье Кавказа.

В конце 1835 года из Петербурга в Севастополь прибыл подполковник инженерной службы А.Н. Левин, он доставил пакет из Адмиралтейства, в котором содержались некоторые соображения относительно строительства береговых укреплений. Лазарев предоставил Левину бриг «Аякс» для перехода в Геленджик, где инженера ждал люгер «Широкий». На нем подполковнику предстояло пройти вдоль берега на юг с целью изучения береговой линии и определения мест, где надлежит строить укрепления.

Подготовка к заселению берегов

21 июня 1837 года командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант А.А. Вельяминов в рапорте командиру Отдельного Кавказского корпуса, главнокомандующему гражданской частью на Кавказе генералу Г.В. Розену доносил: «Кажется, нет сомнения, что сношение прибрежных черкесов с турками и посредством их с европейскими агентами, которые усиливают вмешательство в дела Кавказского края, до тех пор не могут быть прекращены, покуда весь берег от Анапы до Сухуми не будет занят укреплениями, и покуда жители промежуточных между этими укреплениями рек не будут удалены от берега на довольно значительное расстояние».

Генерал Розен представил копию рапорта А.А. Вельяминова Николаю I, а заодно и указал места, определенные для строительства укреплений на побережье Черного моря, от реки Пшада до мыса Константиновского (Адлер. — Ред.).

Удобнейшими к укреплению по первому разряду, по его определению, оказались берега при реке Туапсе (Тугапсе), Шапсухо, Псезуапсе, Субеше. Там, где Розен высказывал сомнение относительно доставки войск берегом или морем, Его Императорское Величество собственноручно начертал: «Решительно морем, распорядясь по личному уговору с генерал-адъютантом Лазаревым, где удобнее будет принять десант»…

… В начале марта тяжело заболел А.А.Вельяминов и вместо него начальником Черноморской береговой линии был назначен генерал-майор Н.Н. Раевский … 27 марта 1838 года бывший командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант А.А. Вельяминов умер …

…. 30 апреля 1838 года М.П.Лазарев издал приказ за № 54 на высадку десанта в устье реки Туапсе, а днем позже — еще один, в котором определил численность сводного отряда матросов-охотников для участия в десанте.

Первый десант

8 мая 1838 года М.П.Лазарев очередным рапортом доложил императору об окончании погрузки десантных войск на суда и о выходе эскадры в море. Эскадра с десантным отрядом численностью 14 346 человек взяла курс к кавказским берегам, к устью реки Туапсе….

После выхода из Керченского пролива эскадру встретил сильный ветер и ей пришлось двигаться, лавируя. На следующий день корабли попали в полосу полного штиля и только 12 мая эскадра подошла к пункту высадки десанта … К 10 часам утра (10 мая 1838 г.) эскадра выстроилась в двух кабельтовых от берега, образовав полудуги от устья реки Тугапсе (Туапсе) до устья реки Псешиш (Паук) …

… Местом высадки десанта определили подножье хребта между рекой Тешепс и долиной безымянного ручья. Лес здесь был довольно редким, а значит легкопроходимым для войск … По сигналу с «Силистрии» все двести пятьдесят орудий эскадры открыли ураганный огонь, обрушив на берег сотни тяжелых ядер. «Императрица Екатерина II» своими пушками расчищала место высадки десанта и одновременно вела стрельбу по балке, делающей крутой поворот у самого устья реки …

Линейный корабль "Силистрия"

… К 17 часам бой повсеместно прекратился. Заняв на правом берегу реки Тугапсе (Туапсе) все наиболее выгодные высоты, отряд расположился лагерем, вокруг которого к исходу дня казаки Черноморских полков успели возвести высокую засеку …

… В «Журнале военных действий главного отряда на Восточном берегу Черного моря» они описаны (генерал-майором Н.Н. Раевский) следующим образом: «… В доказательство важной потери и невозможности убрать все тела, неприятель оставил 21 из них в полном вооружении.

Противостояние с горцами

Легко заметить, что горцы не смогли оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления российским войскам.

«… При десанте мы потеряли немного людей, а 160 тел и между ними два князя горских приволочены были и сложены у палатки Раевского… На нарочно присланной за ними арбе отправились покойники восвояси, чтобы быть похороненными на земле, не осквернённой ногою гяура. Горцы отобрали только тела убитых пулями: смерть от штыка они считают бесчестною.» 13 мая начали вырубать лес и кусты, расчищать территорию лагеря, а заодно укрепили засеку.»

Горцы появлялись то в одном месте, то в другом. Гарцующие на конях и пешие, они возбуждали себя выкриками, потрясали оружием. В полдень в лагерь прибыли их старшины, чтобы выкупить тела погибших накануне соплеменников. Раевский принял их и приказал передать тела без выкупа. Он предложил старшинам прекратить сопротивление, изложил им выгоды, которые черкесы будут от этого иметь. Генерал, в частности, пообещал устроить базары возле каждой крепости … В реляции от 14 мая 1838 года М.П. Лазарев писал Николаю I об итогах экспедиции: «… докладывая, что необыкновенный успех занятия означенного места по всей справедливости приписать должно, во-первых, действию артиллерии с флота, очистившей весь берег от засевшего там неприятеля, принужденного бежать в горы за черту выстрелов, во-вторых, быстрой вслед за тем высадке войск, коих в первый рейс свезено при 6 орудиях более 3 тыс. человек, и в-третьих, … и блистательной храбростью этих войск, с которой они вытеснили черкес из засад и тем довершили дело…»

После русско-турецкой войны 1828-1829 года восточное побережье Чёрного моря отошло к России. Адыгейские племена, которые считали себя независимыми от Турции, не признали условий Адрианопольского мирного договора, который заключили без их участия. Турция, со своей стороны, не желала примириться с потерей восточного побережья Чёрного моря и отправляла на Северо-Западный Кавказ контрабандные военные грузы сушей и морем. Для борьбы с контрабандистами командование русской армии решило создать Черноморскую береговую.

Они были первыми

В выпуске «С их имени начиналось Туапсе» мы показали основных должностных лиц Русской армии и флота, принимавших в 1838 году, при местечке у реки Тугапсе (Туапсе) участие в боевых действиях по становлению форта Вельяминовский (будущий посада и города Туапсе). Из этого первого десанта мы упомянем только: М.П. Лазарев — вице-адмирал, Н.Н. Раевский — генерал-майор, П.С. Нахимов — капитан 1 ранга, будущий адмирал, В.И. Истовин — лейтенант, будущий адмирал, В.А. Корнилов — капитан-лейтенант, будущий адмирал, Г.И. Бутаков — мичман, будущий адмирал. А.А. Вельяминов — генерал-лейтенант, умерший перед десантом и присвоен именем форт — Вельяминовский. И, основные, десантный отряд моряков и солдат численностью 14346 человек. К сожалению нет фамилии руководителей и участников принимавших в 1838 году, при местечко у реки Тугапсе (Туапсе) участие в боевых действиях противной стороны (против Русской армии). Прошло более 170 лет. И это уже стало историей.

В 1875 году в посаде Туапсе существовали уже административные лица, хотя городского управления еще не было. 23 мая 1896 года решением Государственного Совета была образована Черноморская губерния, состоящая из 3-х округов: Новороссийского, Туапсинского и Сочинского. В Туапсе, ставшем окружным центром, появилось окружное управление (начальник В.Э.Берхман), с 1898 года — упрощенное городское управление: городской староста А.Н.Кривенко, его помощники Чернобыльский и Магирипуло. С 1899 года участковым начальником Туапсе стал вместо Жано А.И.Цыклауров.

 

Развитие поселения

…В то время Туапсе представлял из себя небольшой поселок с населением, не превышающим 400 человек. Маленькие беленые домики мелькали среди густой зелени окружающих их садов. Администрацию представлял 1 полицейский чин, показывающийся, и то не всегда, при подходе парохода. Транспорт состоял из двух извозчиков: один с «тухляком» (тюфяком) на простых дрогах, другой без «тухляка». Отыскать их всегда было трудно, но обходились они дешево — 1 рубль на весь день, если совершались дальние поездки», — вспоминает сын художника А.А. Киселёва, тоже художник Николай Александрович.

Берег был свободный, купален не было, никакого порта, дамб или мостков. Кое-где стояли вытащенные далеко от воды большие турецкие лодки-фелюги. Тут же на берегу, покрытом мелкой галькой, располагаясь в тени фелюг, жили их команды. Они занимались рыбной ловлей и контрабандой (табак и коньяк) и обязаны были перевозить на пароходы и с пароходов прибывших пассажиров. Регистрация турок не велась, они оставались турецкими подданными и попеременно тайно посещали родные берега.

В Справочной книге «Черноморское побережье Кавказа», изданной в Петрограде в 1916г. (Сост. Ф.П. Доброхотов), отмечено: «В административном отношении посад Туапсе играет роль уездного города Черноморской губернии. Из административных лиц и учреждений здесь имеются: начальник округа, податной инспектор, акцизные чины, мировой судья, нотариус, уездное казначейство, таможня и шоссейная контора, телефонная сеть, отделение Екатеринодарского окружного суда».

 

По материалам: http://www.lapshin.org/cultivar/tuapse/zh-d.htm

 




Добавить комментарий