Створный маяк в Геленджике: пример столетнего служения людям

Практически разрезая Геленджикскую бухту посередине, к Лермонтовскому бульвару, что вдоль побережья, примыкает улица Маячная. Мало, кто задумывался, откуда появилось такое название. А оно, между тем, самое что ни на есть говорящее: ведь именно здесь расположено старейшее на всех прилегающих к Черному морю районах Краснодарского края навигационное сооружение – Геленджикский (передний) створный маяк. Яркая табличка украшает фасад здания.

Славная навигационная история

Спроектированный во II половине XIX века французским архитектором Франсуа де Тонде, он в полной мере соответствовал требованиям своего времени. За постройку навигационного ориентира ратовали многочисленные предприятия на территории города, для которых беспроблемный заход в бухту был делом первой важности. Одно из самых известных – Цементный французско-русский завод.

В военные годы береговое сооружение играло крайне важную роль – именно благодаря ему в сентябрьские дни 43-го на сушу успешно высадился десант, отражавший несколько месяцев напор неприятеля. Зданию удалось пережить эту войну, его не взорвали в оборонительных целях, как другие постройки такого типа. Оно и по сей день выполняет свою прямую функцию и является старейшим маяком Черноморского побережья Северного Кавказа.

Красно-белый дизайн и флюгер на крыше

Тринадцатиметровую четырехугольную постройку из белого камня «прорезает» красная вертикальная линия, а венчает указатель сторон света, органично вписывающийся в общий ансамбль. Мастер отдал должное популярному в те годы стилю модерн, оригинально оформив свое творение. Небольшой балкончик создает эффект легкости и необычности. С первого взгляда, здание напоминает изящный отель или мини-гостиницу. И лишь якоря у центрального входа говорят о принадлежности к морской стихии.

Качество работы оказалось выше всяких похвал. Удивительно, но основанный в августе 1897 года, маяк за целое столетие ни разу не выходил из строя. Разумеется, само здание пережило реставрацию и ремонт, зато внутренний механизм до сих пор в целости и сохранности. Разве что пришлось заменить керосиновую лампу на более современную, электрическую.

Направо поплывешь – зеленый увидишь, налево — красный

Маяк назван створным не случайно: в его башне находится специальный короб со створками, напоминающими обычные раздвижные жалюзи, которые попеременно регулируют свет цветных прожекторов.

Сооружения такого типа всегда работают попарно и обозначают линии на картах, а также применяются для мониторинга курса судна. Именно поэтому «передний» маяк обязательно дополняет «задний» и находятся они на небольшом расстоянии друг от друга и непременно на разных высотах. Эта система была запатентована в 1837 году в Европе и названа технологией «ведущих огней». Напарник, скрытый от посторонних глаз, раньше находился на отроге Маркотхского хребта в районе Сафари-парка, но позже был перенесен в более доступное место – на крышу санатория «Сосновая роща», что в соседнем квартале.

Если корабль движется вправо от безопасной для него зоны, с его палубы отчетливо виден зеленый прожектор. Если влево – красный. Специфические опознавательные знаки понятны каждому моряку и регулируют безопасную навигацию в акватории бухты.

Свет огней крайне ярок и заметен за целых двенадцать морских миль. Это примерно около двадцати километров. Такие параметры возможны благодаря специальным отражателям из горного хрусталя, установленным более века назад.

Конечно, интересно посмотреть на механизм и внутреннее устройство маяка, но попасть внутрь постройки невозможно, она – закрытый объект министерства обороны, охраняемый государством. А вот фотографироваться на его фоне никому не воспрещается. Тем более что неподалеку на набережной установлена еще одна «морская» скульптура, популярная у гостей и жителей города, – бронзовая статуя смотрителя маяка с символическим фонариком и его верного друга-пса, охраняющего хозяина.

 




Добавить комментарий