Истории Феодосии: Портовая башня
Крупнейшая из крепостей, построенных генуэзцами на Черном море, Кафа, к сожалению, мало сохранилась. К 21 веку от нее остались лишь несколько башен, остатки глубокого крепостного рва и мощных стен. Портовая башня — один из наиболее сохранившихся элементов крепости.
Портовая башня
Портовая башня, ее еще называют Доковой, и поныне стоит у самой кромки воды. Широкий арочный вход ее повернут к берегу. Заглянув внутрь, можно увидеть, как глубоко погрузилась тяжелая башня за прошедшие столетия в почву. Закрытое со всех четырех сторон толстостенное сооружение в былые времена было заметно выше. Оно имело три яруса и навершие с зубцами. До наших дней из них сохранились только два.
Рассказывают, что верхний этаж башни постигла судьба большей части строений и стен генуэзской крепости. Он был разобран для возведения новых построек поздними хозяевами города. За более чем 25-вековую богатую историю этот город не раз был завоеван, разрушен и возведен заново. Захваченная в 1475 году турецкими завоевателями, Кафа Генуэзская быстро превратилась в богатый торговый город Кефе. Укрепления, оставшиеся от генуэзцев, были перестроены и усилены новыми обитателями города. Доковая башня не подверглась большим изменениям.
Удивительное устройство фундамента делает Портовую башню невосприимчивой к разрушительным ударам штормовых волн. При строительстве основание массивного сооружения было заполнено глиной. Это она поглощает и гасит все опасные колебания. Глиняная прослойка позволяет жестким тяжелым стенам словно бы «плавать» на «подушке» из мягкой глины.
Во времена расцвета средневекового города Доковая башня была частью защитной системы «морских ворот» города. Вероятно, здесь же сошел на берег после долгих странствий прославленный путешественник. Из-за болезни Афанасий Никитин некоторое время прожил в этом городе. Легенды рассказывают, что именно в средневековой Кафе и были написаны одни из самых знаменитых путевых заметок – «Хождения за три моря».
В средние века Кафа — так в те времена назывался город, — была центром черноморских владений Генуэзской республики. Это был важный, крупный порт, который обслуживался достаточно крупным доком. Мастера восстанавливали здесь самые разнообразные торговые и военные корабли, пострадавшие от штормов в странствиях по бурным водам Черного моря.